Кони Клодта

    В 1783-1787 годах был перестроен Аничков мост. С этого времени он стал трёхпролётный и гранитный.В ноябре 1841 года на Аничков мост были установлены перила и гранитные пъедесталы для статуй. Торжественное открытие состоялось 20 ноября 1841 года.Движение по мосту было открыто в начале 1842 года.В те годы петербургский скульптор П.К.Клодт работал над проектом художественного оформления пристани на набережной Невы напротив Академии художеств. Её собирались украсить скульптурами коней, с юношами. Но планы изменились. На пристани были установлены сфинксы, доставленные из Египта. Коней же, по предложению скульптора установили на западной стороне перестроенного Аничкова моста, с восточной стороны установили их гипсовые копии.Через год Клодтом были изготовлены бронзовые копии конных групп. 

     Когда бронзовые скульптуры были готовы, по указанию Николая I их подарили прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. В качестве ответного жеста прусский монарх в 1845 году подарил Санкт-Петербургу два изваяния Славы, которые установили на Конногвардейском бульваре. В 1843-1844 годах Клодт выполнил новые скульптуры, но и их подарили, на сей раз королю Сицилии Фердинанду II. К этому времени Клодт отказывается от установки копий и решает создать новые композиции и развить сюжет "Покорение коня человеком". В 1850 году этот замысел был завершён. Кони Клодта на Аничковом мосту стали одним из символов города.В роли натурщика скульптур лошадей, на мосту стал арабский скакун Амалатбек. В работе с ним, Клодту помогала его дочь. Она садилась на коня, поднимала его на дыбы, а скульптор зарисовывал.

       А. Блок писал о скульптурах Аничкова моста:

       ...Лошадь влекли под уздцы на чугунный Мост.

          Под копытом чернела вода.

           Лошадь храпела, и воздух безлунный

           Храп сохранял на мосту навсегда...

           Все пребывало. Движенья, страданья —

           Не было. Лошадь храпела навек.

           И на узде в напряженьи молчанья

           Вечно застывший висел человек.